«Прекрасная Ферроньера»-женское ювелирное украшение с драгоценными камнями.
пломбу") — изделие ювелирного искусства, женское головное
украшение. Повязка, тения с драгоценным камнем или жемчужиной
посередине. Такие украшения под влиянием искусства Востока
женщины носили в эпоху Возрождения.
Происхождение названия иногда связывают с картиной работы
одного из "леонардесков" (учеников Леонардо да Винчи),
вероятно, Дж. Больтраффь по рисунку или подмалевку Леонардо.
Картина называется по-французски: «La belle Ferroniere" ("Прекрасная Фероньер", ок. 1495; ранее находилась в замке Фонтенбло, ныне в
парижском Лувре). Это поясной портрет, изображающий женщину,
написанную в три четверти. Её лицо повернуто к зрителю, но немного вопросительный взгляд уведен в сторону. На макушке дамы надет
головной убор, называемый scuffia, на её лбу - фероньерка, которая
завязана позади, и украшена камеей или драгоценным камнем по
ломбардской моде. Дама одета в платье терракотового цвета.
Ожерелье,несколько раз обмотанное вокруг её шеи, контрастирует
с квадратной линией выреза и орнаментальными рукавами. Её
волосы разделены на прямо пробор и спускаются на уши. Однако
название картины правильнее перевести:"Прекрасная скобянщица"
(франц. Ferronniere — "торговка скобяными, металлическими
изделиями").
Позднее фероньерки вошли в моду в начале XIX в. Фероньерка
составляла часть большой парюры. Как сообщал в 1832 году
журнал «Северная пчела», у петербургских модниц «фероньерки
сделались необходимостью». Фероньерка была исключительно
деталью бального туалета, поэтому, когда разбогатевшие купчихи
или мелкопоместные дворянки, претендуя на причастность к
высшему свету, надевали данное украшение в неподходящей
ситуации, они становились предметом острот со стороны
окружающих. Упоминание о фероньерке в ироничном ключе можно
встретить у М.Е. Салтыкова-Щедрина в романе- «Пошехонская
старина»:«Надень фероньерку, и дело с концом! – сказала она,
– как раз звездочка по середине лба придется. И точно: надела
сестрица фероньерку, и вместо прыща на лбу вырос довольно
крупный бриллиант». Предметом иронии Салтыкова-Щедрина
стала не только изворотливость уездных барышень, но и их
провинциальность: сестрица надевает бриллианты, чтобы
продемонстрировать богатство и показать возможному жениху,
что она дома «всегда так ходит». Типы драгоценных украшений
всегда строго подчинялись моде. Какие-то становились
принадлежностью дамского туалета на века, другие находились
в фаворе всего несколько лет.
Фероньерки не получили широкого распространения и довольно
быстро вышли из моды, их перестали носить уже в середине XIX века.
Комментариев нет:
Отправить комментарий